Автоматизация бизнеса и самые узнаваемые CRM-системы в Беларуси

Весной 2021 года среди белорусских компаний был проведен опрос на тему автоматизации бизнеса и использования CRM-систем. Делимся с вами результатами данного исследования, которые нас (далее спойлер!) как специалистов по внедрению Битрикс24 очень порадовали.

Немного об исследовании

Проводила компания SATIO, которая входит в состав крупнейшего в Восточной Европе независимого консалтингового холдинга Civitta group.

Сроки проведения: с 25 марта по 28 апреля 2021 года.

Место проведения: города с населением свыше 100.000 человек.

Респонденты: руководители компаний или их подразделений, 1.000 коммерческих предприятий, разные сферы бизнеса.

Региональные показатели

В лидерах по уровню автоматизации оказались Минская область (76%) и Минск, в котором 65% компаний выбирают готовое ПО. На втором месте Гродненская и Брестская области, где зафиксировано 70%, в Витебской и Гомельской — 66%, в Могилевской — 63%. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что регионы пока медленнее внедряют CRM-системы.

Автоматизация бизнеса в регионах

Отраслевые показатели

На первом месте по автоматизации идут ИТ-компании (83%), далее e-commerce (77%), оптовая торговля (76%) и производство (75%). Что касается наименее автоматизированных сфер, то здесь можно выделить недвижимость, образование и консалтинг.

Список задач, которые компании выполняют с помощью технологий, довольно разнообразный. Однако можно отследить закономерность: чем крупнее предприятие, тем чаще (в полтора раза) оно использует возможности цифровых технологий.

В первую очередь это хранение информации (70%), документооборот (52%), отчетность (35%). Более 20% применяют в своем бизнесе более продвинутые инструменты: чат-боты, ip-телефония и бизнес-аналитика.

Автоматизация бизнеса по отраслям

1. Производство и обрабатывающая промышленность, n=285
2. Строительство, n=117
3. Информационные технологии, компьютерные услуги , n=72
4. Логистика, организация перевозок, n=39
5. Розничная торговля, n=205
6. E-commerce, n=40
7. Образование, консалтинг, n=33
8. Финансовая деятельность, банки, страхование, n=36
9. Операции с недвижимостью, n=31
10. Автоцентры и сервисные станции, n=63
11. Оптовая торговля, n=178
12. Медицинские услуги, n=33

Было (2019) и стало (2021) 

Использование учетных программ снизилось с 55% до 45%, в то время как использование самописного софта выросло с 6% до 9%. А вот профессиональные CRM отметились наибольшим приростом, целых 60% — и в общей сложности получили 16%.

Использование автоматизации работы с клиентами в зависимости от размера компании


Вырос и показатель осведомленности белорусских компаний о CRM и ее возможностях — сейчас это уже половина компаний, что на 62% больше, чем в 2019 году. Отмечают удобство CRM как топ-менеджеры, так и рядовые сотрудники.


Использование автоматизации работы с клиентами в разные годы

А самой используемой и узнаваемой системой является «Битрикс24», которая занимает целых 56% рынка в Беларуси. На вопрос «Какие CRM вы знаете?» 27% спонтанно назвали «Битрикс24» (что опережает ближайшего конкурента почти в 4 раза), а при выборе из списка эта CRM показала 51%.

Наиболее популярные функции CRM:

  • планирование работы;
  • автофиксация обращений клиентов;
  • сбор и хранение информации;
  • автоматизированный документооборот;
  • автоматизация отчетности по работе с клиентами.

Различия можно увидеть и в оценке эффективности влияния CRM на бизнес: в 2019 году оценка составила всего 4,3 балла, а сегодня это уже 7,3 балла (по 10-балльной шкале).

Преимущества внедрения, которые отметили предприниматели, включают в себя легкость планирования задач и управления, увеличение производительности сотрудников и скорости работы с клиентами.

В целом, эффективность внедрения будет зависеть не только от заинтересованности собственника (хотя это самый важный фактор), но также и от персонала, и наличия техподдержки.


Результаты внедрения CRM

Влияние на эффективность внедрения CRM

«Исследование показало, что за полтора года изменились критерии выбора инструментов цифровизации. Внедряя технологичное решение, бизнес обращает внимание и на управление процессами, и на рост эффективности сотрудников, — комментирует Полина Ганкович, директор компании «1С-Битрикс» и онлайн-сервиса «Битрикс24» в Беларуси. Из компаний, которые внедрили CRM-системы, 52% сделали это в течение трех последних лет, 27% — с момента начала пандемии. Мы считаем, что это результат доказанной полезности сервисов автоматизации для бизнеса».

Если у вас есть вопросы по внедрению CRM-системы, оставьте нам свою заявку — и мы обязательно с вами свяжемся.

Оставить заявку