Онлайн-рынок одежды и обуви в России: как покупают, сколько и с помощью чего
Data Insight и Lamoda опубликовали совместное исследование о ключевых трендах и цифрах рынка одежды и обуви 2018-2019 (с июля 2018 по июнь 2019 года). В новом исследовании были использованы данные по количеству заказов магазинов, которые входят в ТОП1000 интернет-ритейлеров (пороговое значение для вхождения — примерно 30 тысяч заказов в год). В данном рейтинге рассматриваются магазины, продающие только одежду и обувь, и магазины, для которых это основная, но не единственная категория товаров.
Заказы и продажи
Мы можем наблюдать, что объем онлайн продаж за выбранный промежуток времени вырос на 36%, а количество заказов — на 63%. В свою очередь, средний чек стал меньше на 17%. Если выражать эти данные в денежном эквиваленте, то был оформлен 101 миллион заказов, общая сумма которых составила 215 миллиардов российских рублей, где 2,120 рублей — средний чек.
Доставка
Наиболее популярна курьерская доставка до дома/офиса и самовывоз из ПВЗ (пункт выдачи заказов) и офлайн-магазинов. Такие варианты доставки можно найти более чем у 90% интернет-магазинов. Следующей по распространенности идет Почта РФ (55%) и менее популярные локеры (33%).
Крупные интернет-магазины совершенствуют услуги доставки новыми преимуществами. Например, товар можно примерить, прежде чем купить (как на дому, так и в примерочных ПВЗ) и вернуть не подошедший товар.
Неспециализированные магазины, ассортимент которых включает не только одежду и обувь, составляют 51% от всех учтенных интернет-магазинов сегмента. Количество заказов на долю таких магазинов составляет 91% (77% по объему онлайн-продаж). Конверсия в этом сегменте — 14,5% (для сравнения, у продуктовых интернет-магазинов данный показатель составляет 16,8%, а у книг — 14,8%).
Мобильные приложения
Это несомненный тренд среди крупных интернет-магазинов (в ТОП10 приложения есть у 100%, а у некоторых количество пользователей превышает миллионы). Что касается рассматриваемого ТОП1000 в целом, то здесь 41% имеет свое приложение.
Технологии в данном сегменте активно развиваются, и возможностей функционала становится все больше: теперь магазины предлагают найти товар по штрихкоду / QR-коду / фотографии, а в приложении для IOS от Lamoda можно примерить товар прямо здесь и сейчас в виртуальной примерочной.
Каналы продвижения
Статистика показывает: 52% трафика приходится на мобильные устройства и планшеты. Что касается самих каналов продвижения, то посещения пользователей распределились следующим образом:
- органический поиск — 32%;
- прямые переходы — 26%;
- переходы по ссылкам — 9%;
- платный поиск — 8%;
- e-mail переходы — 13%;
- социальные сети и медийная реклама — 6%.
Среди интернет-магазинов одежды и обуви в 63% используются CMS собственной разработки. Однако 21% использует 1С-Битрикс, так как эта система является универсальной и имеет широкий набор функций и возможностей. Компания «Новый сайт» имеет многолетний опыт в создании интернет-магазинов на 1С-Битрикс: посмотреть примеры работ можно в портфолио. WordPress используют 7%, а оставшиеся 9% — другие CMS.
Не теряют своей популярности социальные сети. Уже сегодня в Instagram можно найти аккаунты большинства интернет-магазинов, а по статистике более чем у 40% из них количество подписчиков превышает 100 тысяч. Чуть меньше (порядка 20%) интернет-магазинов имеют более 100 тысяч подписчиков во ВКонтакте и в Facebook. Так же некоторые магазины используют в своем продвижении Twitter и YouTube.
С точки зрения маркетинговых инструментов можно проследить следующие тренды:
- 93% интернет-магазинов следят за статистикой и аналитикой;
- 78% используют рекламные сети;
- 79% задействовали рекламные сервисы;
- и 36% внедрили сервисы обратной связи.
Во многих сегментах eCommerce можно наблюдать уменьшение количества интернет-магазинов, которые размещаются на Яндекс.Маркете. Данную тенденцию отмечают и среди интернет-магазинов одежды и обуви (в 2019 году их было 34).
В реализации 101 миллиона заказов участвовали крупные и средние интернет-магазины одежды и обуви, на долю небольших ритейлеров пришлось около 9 миллионов. В среднем, это 1-80 заказов в сутки.
В исследовании был выведен ТОП10 игроков рынка eCommerce:
В целом в рейтинге участвовало 105 интернет-магазинов одежды и обуви из ТОП1000 российского eCommerce. Специализированные магазины (продают только обувь или конкретную одежду) составили 29%, однако заказов на них пришлось всего 3% (8% денежного объема продаж).
По правовой форме интернет-магазины разделились на общества (ООО) 86% и 14% ИП. По географическим показателям большая часть магазинов зарегистрирована в Москве и Московской области (68%), далее идет Санкт-Петербург и Ленинградская область (7%), а оставшиеся распределились по всем городам России (25%).
В нашем блоге вы сможете найти еще больше статей на тему исследований в eCommerce: